НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
МИШЕЛЬ ДЕ М'ЮЗАН
~
Достигнув определенного возраста и имея большой опыт, с годами можно определить, что некоторые психоаналитические идеи навязывались, сковывали друг друга. Таким образом, у нас были бы основания не признавать себя виновными, но, как бы то ни было, эти идеи были достаточно настойчивы, чтобы потребовать от нас пристального изучения. И именно так я, например, не смог избежать выявления несоответствий в аналитическом корпусе. Отсюда и название моей статьи. Действительно, можно обнаружить существенные неточности, противоречия не только между двух топик и двух теорий «инстинктов», но также, и прежде всего, между двумя этапами фрейдистского построения. С тех пор было неизбежно, что когда-нибудь возникнет необходимость в последовательности, даже если долгое время мы мирились с этой ситуацией. Эта забота о согласованности вызывала настоятельную потребность спроектировать, рискуя излишней смелостью, достаточно упорядоченное «теоретическое здание». Объясню.

Давайте рассмотрим в качестве иллюстрации, влечение к смерти. Разве не поразительно, что Фрейд в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (Глава VI, первый абзац) ставит смерть на сторону самосохранения, чтобы тут же отказаться от неё, выдвинув вторую теорию влечений, о которой в той же главе он заявляет, что не может быть в этом уверен? Осмелюсь сказать, что даже более серьезным ударом, нанесенным второй структурной теорией психического аппарата (Я, Оно, Сверх-я), является открытие одной из самых невероятных находок в истории мысли: признание Бессознательного, системного Бессознательного со всеми его отличительными элементами (отсутствие понятия противоречия, отсутствие понятия прошлого, нерепрезентативность смерти и т. д.). Как известно, это было открытие, важность которого равнялась важности двух других нарциссических ран, нанесенных человечеству Коперником, а затем Дарвином. Открытие, которое плохо воспринимается даже аналитиками, о чем свидетельствует назначение этого понятия Системного бессознательного во второй топографии, где Бессознательное – не переставая быть? - становится качеством, которое можно распознать как в «Я», в «Сверх-я» и «Оно». Такая эволюция наводит на размышления, и здесь уместно вспомнить вместе с Эрнестом Джонсом, что, если бы Фрейд умер сразу после великих метапсихологических трудов (1915 г.), у нас была бы полная картина психоанализа в его классической форме. Таким образом, когда теория доказала свою эффективность, последующие открытия не могут заменить или даже просто дополнить первоначальное построение. Поэтому, чтобы поддерживать их, необходимо оценить, в какой степени они могут быть «органически» интегрированы в исходную теоретическую конструкцию. Психосоматика является хорошей иллюстрацией этого и может даже послужить основанием для призыва к порядку. На самом деле психоаналитиков, которые хорошо относятся к топографической и динамической точкам зрения, гораздо больше смущает экономическая точка зрения, то есть тот факт, что количество может быть судьбой, но её, как мы скажем, легче определить, чем измерить. Психоаналитическая психосоматика, несомненно, свидетельствует об объединяющем стремлении, группируя в одном порядке соматозы, психоневрозы и даже психозы. Такой подход должен помочь избежать ошибки отнесения того или иного пациента к той нозографической категории, к которой он не принадлежит.

В качестве примера я позволю себе привести два старых и сопоставимых случая. Два мастера, ныне покойные, однажды связались со мной по одной и той же причине. И тот, и другой знали о моем интересе к психосоматике. Эти два клинициста поставили своим пациентам диагноз навязчивый невроз, поскольку все семиологические элементы присутствовали. Заинтригованные и смешанные, оба увидели, что в конце курса лечения у одного из пациентов, и в середине у другого начался тяжелый язвенно-геморрагический колит прямой кишки. Что случилось? Мы были вынуждены предположить, что часть экономики этих пациентов ускользнула от их внимания. Действительно, все, что относилось к невротическому регистру навязчивых состояний, было хорошо проработано и проанализировано, но было достаточно, чтобы какое-то экономическое событие (вероятно, интервенция) сокрушила адаптивные возможности обсессивной системы, чтобы они рухнули, как карточный домик, и вся экономика перевернулась с ног на голову и переместилась в другое место. Я мог бы, как и другие, вспомнить множество подобных ситуаций. Такие просчёты требуют размышлений и лежат в основе понятия психоаналитической психосоматики, призванной объединять две вселенные. Следовательно, потребовался не один день, чтобы достичь точки, в которой можно было установить достаточно последовательную объединяющую теоретическую концепцию. Это ни в коем случае не недавние искания, потому что я обнаружил их следы, относящиеся к 1969 году, в докладе, который я сделал на коллоквиуме Парижского психоаналитического общества, посвященном навязчивому повторению. Связь между этим понятием и влечением к смерти* кажется самоочевидной.

Я оставался в смятении, не решаясь проследить за этим движением, во-первых, потому, что моя клиническая практика регулярно сталкивала меня с феноменом повторения, понимание которого никоим образом не требовало обращения к роли определенного влечения (так называемое влечение к смерти); а во-вторых, потому, что я предпочел указать на клинически идентифицируемое противопоставление между явлениями «повторения идентичного»* и теми, где повторение аппроксимативно — повторение сходного* (см. «сходное» и «идентичное» в словаре) — оппозицию, которую можно найти в словаре. Поэтому я оставил вопрос о влечении к смерти для других случаев, проявив, таким образом, осторожность — фактически элементарную осторожность, которая позволяет в более поздних работах не оставаться пленником первоначальных позиций. Поэтому в то время было необходимо оставить место для критического осмысления; другими словами, заняться некоторым размышлением, а затем начать накапливать наблюдения с целью подвергнуть их тщательному и внимательному рассмотрению. Так было, когда в течение нескольких лет Пьер Марти, Кристиан Давид и я неделю за неделей анализировали записи первичных интервью с предсказуемо «психосоматическими» пациентами в нейрохирургическом отделении профессора Марселя Давида. Часть этой работы появляется в книге «Психосоматическое исследование» [L'Investigation psychosomatique] (de MUzan, Marty, & David, 1963), которая с тех пор стала классикой. Именно в этих условиях был обнаружен и затем проанализирован оператуарный способ мышления (pensée opératoire). Несколько лет спустя команда доктора Немиа из Гарварда, который был проинформирован о наших исследованиях доктором Мертенсом де Вильмаром (Льеж), пересмотрел свои собственные наблюдения и, в свою очередь, признал феномен оператуарного мышления.

Я выделил несколько тем, первая из которых является напоминанием о фундаментальной специфике «системного Бессознательного». Чтобы избежать какой-либо неясности, я напомню о двух оппозициях, соответствующих двум основным фазам мысли Фрейда. Согласно первой, самосохранение/психосексуальность сопровождает топографическое отличие бессознательного, предсознательного и сознательного. Согласно второй, «инстинкт жизни/инстинкт смерти» сопровождает различие между Оно, Я и Сверх-Я. Эти две топографии и два инстинктивных влечения (Tribe) совершенно не пересекаются. Как заставить их сосуществовать? Я считаю, как и Франсис Паш, что Я, Оно и Сверх-Я можно рассматривать как персонажей, вовлеченных в сценарий, тогда как сознательное, предсознательное и бессознательное являются их режимами функционирования, другими словами, их мизансценами. Более того, нам пришлось бы снова согласиться с Пашем об использования термина «влечение» (pulsion) только как для «частичного» влечения (влечение познания и др.), в то время как термин «инстинкт» следует оставить для инстинкта жизни и инстинкт смерти (см. «основная генетическая программа» ниже). Подводя итог — гигиена мысли — со всем вкладом, сделанным основными метапсихологическими работами, необходимо оценить, могут ли они и в какой степени быть интегрированы с первой топографией, не оказывая отрицательного влияния, другими словами, с полным теоретическим зданием, о котором говорит Джонс. Примером рассматриваемого вопроса, среди многих других, является принятие Мелани Кляйн в Международную психоаналитическую ассоциацию. Эдвард Гловер, книга о технике которого заслуживает самого пристального внимания, был против, и не без оснований. Эрнесту Джонсу, великому дипломату, удалось — возможно, к счастью — переломить ситуацию. Мелани Кляйн была принята в IPA. И все же ее взгляды — например, на развитие ребенка — были далеки от тех, которые можно вывести из работ Фрейда. Как, в самом деле, кляйнианская идея линейного развития различных стадий, проходящих в совершенной непрерывности от прегенитальной стадии к фаллической стадии — где она говорит о «раннем Эдиповом комплексе» — согласуется с фрейдовской точкой зрения, согласно которой эволюция происходит посредством мутаций, причем главная мутация связана с самим Эдиповым комплексом, когда все догенитальное прошлое «разрушается» и переписывается в терминах угроз кастрации и кастрационной тревоги (de M'Uzan, 1988)? То, что было пережито в архаической реальности, как таковое недоступно; действительно, то, с чем мы имеем дело, является тенденциозным и вводящим в заблуждение рассказом об этом. Таким образом, каждый аналитик должен занять свою собственную позицию, поскольку от неё в целом будет зависеть интерпретирующая активность.

Немецкое слово «Trieb» принято переводить на французский как «pulsion». Эта инициатива, выдвинутая лингвистической комиссией Парижского психоаналитического общества (SPP) в 1927 г., стала фактически результатом упорных переговоров: «Если вы дадите мне «pulsion» для «Trieb», я приму Ça (вместо soi [селф] для Es (Оно)». Дело не лишено значения, так как в немецком языке Trieb — популярный термин по сравнению с научным словом Instinkt, в то время как во французском языке верно обратное. Однако, и для того, чтобы быть точным, если «инстинкт» может в крайнем случае подходить для жизни или смерти, употребление слова «влечение» (pulsion) должно, напротив, чтобы быть легитимным, соответствовать метапсихологическим требованиям, описанным в работе «Влечения и их судьбы» (Фрейд, 1915) (источник, цель, давление, объект). «Влечение» касается только отношений с объектом и с нарциссическим психосексуальным порядком. Поэтому логически неприемлемо говорить о «влечении» к самосохранению и, тем более, о влечении к смерти*.

Настало время предложить стройную теоретическую/доктринальную систему знаний, которая чётко соединяет различные возникающие понятия. Это можно сделать в виде фабулы. В тот момент, когда мужские и женские гаметы встречаются друг с другом, запускается по существу генетическая программа, чтобы заранее организовать развитие и конечность бытия без какого-либо другого вмешательства, основанного на влечениях. Самосохранение определяет лишь одну из обязанностей, представленных в этой программе. Энергия, вовлеченная в это приключение, с самого начала не имеет качества; иными словами, она поставлена на службу функционированию организма, включая мозг. Часть этой энергии ожидает, чтобы ее «квалифицировали», то есть она предвосхищает приобретение либидинального статуса.

На траектории этой программы как бы предвидятся этапы, а также случайности (например, генетические болезни). Одним из самых важных этапов является появление эрогенных зон. Мы можем представить ситуацию с точки зрения модели «ячейки» как замка, ожидающего «вирусного ключа». Замок в программе (которую некоторые назвали бы самосохранением) готов стать настоящей эрогенной зоной благодаря вмешательству соблазнения младенца взрослым, чаще всего матерью. Решающая роль этого соблазнения была подробно изучена и описана Жаном Лапланшем (1987). Для него сообщение, адресованное взрослым, особенно в моменты заботы о младенце, заражается его бессознательным и оставляет остаток для интерпретации младенцем, на основании чего начнёт устанавливаться бессознательное последнего.

Хотя я безоговорочно признаю роль соблазнения младенца взрослым, как его описал и развил связанные с ним вопросы Жан Лапланш, меня в первую очередь интересует ответственность этого соблазнения в появлении, выделении и раскрытии эрогенных зон в генетической программе, где возникновение данного явления предвиделось. Как результат, то количество работы, которую деятельность эрогенных зон возлагает на психический аппарат, будет преобразовывать энергию «без качества» в то, что мы называем влечением, которое всегда сексуально. Как мы знаем, с экономической точки зрения Фрейд определял влечение как «раздражитель, мера рабочей нагрузки, возложенной на душевное вследствие его связи с телесным» (1915, с. 122). При этом энергия, изначально не имеющая качества, становится энергией либидинального влечения, оживляя существенные аспекты того, что разыгрывается в психосексуальном порядке, в то время как локус её катексиса идентифицирует ее либо как объектно-ориентированную, либо как нарциссическую. Конкретно, в повседневной практике мы в первую очередь имеем дело с клиническими картинами, в которых можем различить взаимодействия, «переговоры» между энергиями — без качества — функционирования и энергиями сексуальных либидинальных влечений. Таким образом, в психосоматической области есть органы, которые почти молчат, например, почки, в то время как другие, наделенные языком, могут быть очень психосексуально разговорчивыми, как, например, так называемая «раздраженная» толстая кишка. Наконец, чтобы еще больше прояснить ситуацию, есть основания полагать, что влечение является изобретением психического аппарата, который, как утверждал Фрейд, является вымыслом.

Это и есть теоретическая основа — фабула. Некоторые среди важных тем, которые должны найти свое метапсихологическое место в этом каркасе знаний, уже обсуждались, но к ним необходимо вернуться. Первое — это «оператуарное» мышление (pensée opératoire), поскольку его характеристики, на первый взгляд, не такова, чтобы мы могли признать его место в психосексуальном порядке, тогда как строго метапсихологический взгляд на явление предполагает нечто совершенно иное. Далее следует то, что я буду называть «проблематикой идентичности». В связи с этим предметом я сделаю несколько кратких замечаний о небредовых психозах; наконец, я напомню некоторые особенности психической работы, которую иногда приходится предпринимать тем, кто приближается к смерти.

Хотя оператуарное мышление чуждо психосексуальному функционированию и хотя, несмотря на это, мы метапсихологически возвращаемся к фундаментальной характеристике оператуарного феномена, т.е. гиперкатексису самых фактических аспектов реальности, есть основания предполагать, что восприятию реальности должна была угрожать крайняя опасность, а именно возникновение галлюцинаций. Такой силой обладает только архаичный механизм. Речь идет о фрейдовском «Verwerfung» (которое Лакан интерпретирует с помощью понятия «форклюзии»), «Verwerfung» или отказ от идеаторного содержания или означающего, которое может вновь появиться галлюцинаторно. Таким образом, оператуарное мышление является защитой от последствий психотической защиты (см. de M'Uzan, 1974b).
Точно так же, как с оператуарным мышлением, интерпретируемым метапсихологически, где я органично интегрировал соматический и психосексуальный порядки, я хотел бы пересмотреть «проблематику идентичности» субъекта. Это требует от меня обратить внимание на путаницу, из-за которой мы говорим о нарциссизме, связанном с судьбой либидо, а не об измерении идентичности, которое касается того, что я называю «vital-identital»* (или полем самосохранения). В работе «Торможение, симптом и тревога» (1926) Фрейд говорит об «органическом существе». Игнорирование этого различия может ввести нас в заблуждение, когда речь идет о границах между соответствующими областями и о влияющей на них естественной неопределенности. Вот иллюстрация.

Когда, поднявшись с кушетки в конце сеанса, серьезно деперсонализированная пациентка сумела описать переполнявшие ее эмоции, я сказал ей «просто»: «Ваши контуры у меня в кармане», решив направить мою интервенции на границы ее бытия и тот факт, что они не были потеряны. Переживания жуткого (uncanniness) лучше всего выражают те моменты, в которые вовлечены и vital-identital, и психосексуальное, с неопределенными границами. Это дает психоанализу, наряду с биологией и даже математикой, право принадлежать к «научной области неопределенных границ» (см. de M'Uzan, 2009). Случайный характер границ, хотя и трудно определяемый, обычно считающихся хорошо установленными, понятен, когда возникает чрезвычайно серьезное осложнение, затрагивающее трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток (ТСК), показанную иногда в случаях детской лейкемии (см. Ascher & toy, 2004). Вопреки наиболее частому осложнению, уже не субъект отторгает трансплантат, а трансплантат, став субъектом, отторгает субъекта, ставшего другим, чужаком, со смертельным исходом, при котором с ребенка «заживо сдирается кожа».
Если я позволю себе сейчас бросить беглый взгляд на небредовые психозы, то это потому, что рассмотрение нозографической точки зрения, основанной на особенностях психического функционирования, еще раз оправдывает желание включить в единый набор невротические, психотические и психосоматические патологии в целом. Изложение этих взглядов читатель найдет у де М'Юзана (2005). Таким образом, в противовес классическому противопоставлению актуальных неврозов и психоневрозов я бы противопоставил актуальные психозы/парафрении и бред с воображением (imaginative delusions). В обоих случаях существенный контраст исходит от задействованной психической работы. Либо он носит «оператуарный» характер и симптом не имеет существенной ценности, либо он полностью ментализирован и симптом достаточно красноречив, чтобы описать сценарий. Читатель более или менее узнал в том, что я назвал «актуальными неврозами»*, «холодные психозы», описанные Эвелин Кестемберг.

Читатель, быть может, удивится, увидев, что я заканчиваю свои замечания обращением к теме смерти или, точнее, к работе умирания*. Не секрет, что я уже несколько раз останавливался на этой теме. Надеюсь, что это не будет воспринято как вопрос предпочтений. Это было делом случая, и мои первые публикации на эту тему, несомненно, натолкнули меня на консультации ряда людей, которые были проинформированы об их неизбежной и грядущей кончине. Проблема для некоторых из них явно заключалась в том, чтобы инициировать окончательную «работу» — слово произнесено, и это именно то, о чем идет речь — над собой. Но для поддержки моего решения вернуться к этому предмету в данной главе было необходимо нечто большее. Я ссылаюсь на первостепенную тему во всём, что я только что сказал, а именно природу рассматриваемой работы, состояние проблематики идентичности и место соблазнения.

Грубо говоря, среди лиц, приходивших ко мне в этом трагическом контексте, были и те, кто «не хотел умирать», и те, кто «хотел продолжать жить» — жить психически, т.е. используя все инструменты фантазматического функционирования, ментализации, которые всё еще были им доступны. На самом деле, по мере развития событий, присутствовали обе модальности, но с явным преобладанием той или другой вплоть до самого конца. Поэтому нет причин удивляться тому, что «у тех, кто не хочет умирать», развивается преимущественно «оператуарный» тип психического функционирования, тогда как у тех, у кого лучше сохранена способность фантазировать, мечтать, расплачиваются за это невротически. Разве не поразительно, что одна пациентка, которой сообщили, что она скоро умрет, ясно и недвусмысленно выразила желание разобраться с невротическими симптомами, которые лишь частично разрешились в ходе предшествующего анализа? Другой пациент за несколько часов до смерти размышлял вместе со мной о значении «памятного образа» ботинка с серебряной пряжкой.
То, что я собираюсь сказать, может показаться шокирующим из-за чувства беспокойства, вызванного обращением к соблазнению в самом анализе. Тем не менее, я должен заняться этим вопросом. Стоит отметить для начала, что сам факт обращения к другому лицу, в каком бы контексте (или почти) неминуемо включает в себя элемент соблазнения, и мне нет надобности напоминать вам о решающей роли соблазнения на первых этапах жизни младенцев; роль, которая не теряется с годами. Иногда это можно увидеть в экстремальных ситуациях, таких как те, о которых я только что говорил: приближение смерти. В качестве доказательства я приведу случай женщины, пораженной метастазами, которая, вообще говоря, мало была заинтересована в работе ментализации, но которая теперь стала весьма внимательна к тому, что могло держать человека в неведении относительно фатального исхода. И все же в определенные моменты, подобно тому, как в облачном небе могут внезапно появиться просветы, она позволила себе выразить что-то соблазнительное в фантазийной жизни, которая в противном случае была бы слишком ограниченной. Поэтому я решил воспользоваться этой ситуацией, приняв, после нарциссического подкрепления, определенную степень эротизации в этом взаимодействии. К сожалению, должен признать, что на этот раз инициатива, подкрепленная подлинным обязательством с моей стороны, потерпела неудачу, по крайней мере, частично: достаточно скоро суровая реальность во всей своей бесплодности сориентировала медицинский подход к решению постепенно «погрузить её в сон».

Я хотел бы завершить эти строки обращением к личному воспоминанию, старому воспоминанию, чуждому психоаналитическому миру, но часто возвращающемуся ко мне. Это память о молодой женщине, подруге, которая скончалась от метастатического рака молочной железы. Она была журналисткой и писательницей из восточноевропейской страны, едва избежавшей участи, которую нетрудно представить. Я оставлю в стороне свою роль в открытии и лечении первой опухоли, чтобы сосредоточиться на том, что конкретно касается моего предмета. При том, что болезнь была уже в очень запущенной стадии и моя подруга не знала о неизбежном летальном исходе, она познакомилась с хирургом, который не имел никакого отношения к лечившей её терапевтической и хирургической бригаде. Довольно любопытно, что я смог вспомнить диссертацию этого хирурга («Нетуберкулезный гнойный плеврит»), которую я читал и восхищался во время обучению медицине, будучи впечатлен умом и чувствительностью, которые она раскрывала. И именно он, как ни странно, должен был сообщить моей подруге о серьезности ее состояния и о его скором исходе. Что ещё более странно, так это то, что, ко всеобщему удивлению, между ними сложились искренние любовные отношения, эмоциональные и сексуальные. Поначалу заинтригованный, я вскоре понял, что человек, чувствительный к мощному обаянию молодой женщины и искренне влюбленный, с необычайной интуицией, понял, что в его силах «сойти с троп разума», трансформирую органическую драму в ситуацию, при которой психосексуальность бесконечно сохраняет свое место.

Молодая женщина должна была дать окончательную иллюстрацию всего этого богатства. За несколько дней до смерти была опубликована её последняя книга, но, все еще желая обеспечить её продвижение, она была доставлена скорой помощью к своему издателю. Один из врачей отделения, куда она была госпитализирована, сопровождал ее вместе с двумя медсестрами, все они дрожали при мысли о том, что может случиться. А в одном из салонов, превращенных в студию, под лучами прожекторов и среди всех журналистов можно было увидеть мою подругу, сияющую, элегантно одетую, блестящую и все ещё соблазнительную, покоряющую всех присутствующих.

Список литературы:


1. S. Freud, « Une difficulté de la psychanalyse » [1917], L’Inquiétante Étrangeté et autres essais, Gallimard, « Connaissance de l’Inconscient », 1985.
2. M. de M’Uzan, « Le même et l’identique », RFP, XXXIV, 3, 1970, et De l’art à la mort, op. cit., 1977.
3. Ch. David, P. Marty et M. de M’Uzan, L’Investigation psychosomatique. Sept observations cliniques, PUF, 1963, réédité en 1994 et en 2015 (Quadrige). Ces deuxième et troisième éditions sont augmentées de Ch. David et M. de M’Uzan, « Préliminaires critiques à la recherche psychosomatique».
4. Cf. plus bas le « programme d’essence génétique » de l’être.
5. M. de M’Uzan, « Stratégie et tactique à propos des interprétations freudiennes et kleiniennes », RFP, LII, 3, 1988, et La Bouche de l’Inconscient, Gallimard, « Connaissance de l’Inconscient », 1994.
6. J. Laplanche, Nouveaux Fondements pour la psychanalyse, PUF, 1987.
7. M. de M’Uzan, «Psychodynamic Mechanisms in Psychosomatic Symptoms Formation » (Actes du IIe congrès international de médecine psychosomatique, Amsterdam, 1973), Psychotherapy and Psychosomatics, XXIII, 1-6, Bâle, Karger, 1974, p. 103-110.
8. M. de M’Uzan, «L’inquiétante étrangeté ou «Je ne suis pas celle que vous croyez» », art. cit., et ici.
9. J. Ascher, J.-P. Jouet, La Greffe, PUF, 2004. Voir plus bas.
10. M. de M’Uzan, Aux confins de l’identité, op. cit., p. 142-164.
11. É. Kestemberg, La Psychose froide, PUF, 2001.
12. M. de M’Uzan, «Freud et la mort» et «Le travail du trépas», De l’art à la mort, op. cit. ; «Dernières paroles », La Bouche de l’Inconscient, op. cit. «La mort n’avoue jamais», Aux confins de l’identité, op. cit.
13. M. de M’Uzan, «Dernières parole», NRP, XXIII, printemps 1981, et La Bouche de l’Inconscient, op. cit.


ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ


Человек идет. Я ничего о нем не знаю. Я ничего не хочу о нем знать. Так бывает не всегда. Я сожалею об этом. Что я могу с этим поделать?
Но откуда он взялся, этот человек, который пришел ко мне, кто он? Что он хочет от меня, это будет разговор-драма – или приключение? Если я забуду об этом, ничего не прояснится, и я буду бесконечно, как муравей ходить по земле; наступит забвение. Я больше не буду знать, что мы были единым существом, смешанным в путанице, настолько близким к тому, кем мы являемся, когда мы были.
Он был там, передо мной, но мы заблудились. Другой уходит. В прошедшее мгновение мы сможем только мельком увидеть, как это было, о нем и обо мне.

*

Соображения, которые я собираюсь изложить по поводу предварительного собеседования перед психоаналитическим лечением, основаны на очень долгом опыте (более шестидесяти лет), опыте, проводимом в основном «в городе», но также и в так называемой «больничной» среде: в консультационном центре Жана Фавро при институте психоанализа в Париже, в центре психологических исследований отделения психоанализа и психотерапии 13-го округа, которым в то время руководил Ален Жибо, а также в больнице Биша, в гастроэнтерологическом отделении, где «психосоматика» занимала важное место.

Принципы, которыми сегодня руководствуется предварительное собеседование, по большей части являются теми, которые были приняты на ранних этапах моего опыта. Некоторые из этих принципов – например, отказ от внушения — были даже сформулированы Фрейдом еще в 1913 году1. Тем не менее следует отметить, что, как ни странно, психоаналитики, принадлежащие к одной и той же школе, могут существенно различаться в практическом проведении предварительной беседы. Вот почему важно сначала представить теоретические основы на практике.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что консультация, проводимая психоаналитиком, имеет строгую специфику. А именно, что она коренным образом отличается от психиатрической консультации, образцом которой является медицинская консультация. Таким образом, в этой психоаналитической беседе личность аналитика, как известно, должна быть максимально стерта, чтобы сохранить место и роль аналитика как так называемого переносимого объекта, который пациент бессознательно видит в нем. И даже когда эта модель не возникает спонтанно и недостаточно, аналитик должен смириться с необходимостью не препятствовать ее развитию. Напомним, доктрина и теория обязывают, что ставка состоит в том, что строго проведенное психоаналитическое собеседование должно дать пациенту все шансы на то, чтобы он отреагировал, не как на другой объект реальности, а на объект, который он в нем проецирует, призрак, на самом деле имаго. Другими словами, собеседование «затягивается» переводом. Другой, о котором идет речь, относится к проблематике «третьей стороны», о которой говорит Ален Жибо. Все это хорошо известно – тем не менее я напомню одну иллюстрацию.

Пациентка в возрасте около пятидесяти лет на предварительном собеседовании рассказывает о серьезных страданиях, вызванных ее отношениями эмоциональной зависимости от подруги. Примечательно, что она называет эту подругу по имени, скажем, Мари. Пораженный этой точностью, я возвращаюсь к ней: «вы заключаете меня в объятия Мари». «Дикая», и, некоторые скажут, преждевременная интерпретация интервью, в котором раскрывалась и передача, и бессознательный гомосексуализм. Это вступление в дело должно было привести к особенно плодотворному лечению. Я сообщаю об этом радикальном событии потому, что при этом и с учетом позиций, которые я отстаиваю – одно предварительное собеседование, максимум два, – я оказываюсь в оппозиции к Жан-Люку Донне, с которым у меня был продолжительный обмен мнениями более десяти лет назад2. Имея тот же культурный «бэкграунд», что и я, Жан-Люк Донне утверждал, что «первая встреча не является аналитической», и выступал за, исключая «естественных аналитиков», – увеличение числа предварительных собеседований (четыре или даже шесть), будучи достаточно близким к фрейдовской идее «пробного лечения».

Очевидно, речь идет о том, что можно было бы назвать стратегией предварительного собеседования. Беседа, в некотором смысле, сравнимая с игрой в шахматы, когда речь еще не идет о тактических маневрах.

В отличие от моей инициативы в случае Мари, «ключевым» стратегическим инструментом, имеющимся в распоряжении аналитика, является его молчание, открытость его квалификации как объекта передачи. И я не далек от мысли, что именно контрпереносные реакции препятствуют внедрению этой технической меры.
Соответствующей технической мерой молчания является ассоциативное повторение, простое вопросительное или даже восклицательное повторение речи пациента, которое я связываю с интерпретацией защиты, а не с интерпретацией содержания, с целью позволить пациенту продолжить свою речь. Тем самым, избегая интерпретации содержания (как я, тем не менее, сделал в случае с Мари), я раскрываю способ функционирования психического аппарата, не рискуя вводить в психическое пространство другого и в пользу переноса представления «психические кисты», которых там не было. Таким образом, мы оказываемся отвечающими требованиям этического порядка. Я добавляю, что молчание аналитика способствует созданию атмосферы странности, свидетельствующей о приверженности проблеме идентичности. Здесь мы касаемся силы аналитика, которая значительна на пределе допустимого. Не говоря уже о том, что изначально заложена роль соблазнения. Вопрос серьезный, потому что техническая строгость, о которой я говорю, подвергает преждевременному включению детского прошлого в нынешнюю ситуацию, что не может ускользнуть от аналитика, осознающего опасности, которые мы представляем. Вместо того чтобы считать себя защищенным от риска соблазнить другого, не было бы лучше, если бы аналитик признал это, признал возможное желание, вес этого? Разве мы не имеем дело с проекцией на то, что происходит в любых межличностных отношениях? Чтобы быть аналитиком, нужно быть не меньшим человеком! Знание того, что техническая строгость, которую я отстаиваю, начиная с предварительного собеседования, парадоксальным образом создает атмосферу соблазнения, должно позволить предположить, что мы проводим политику «края пропасти».
Проводимое в соответствии с принципами, которые я только что изложил, но не всегда может этого достичь – первое собеседование приобретает черты обычного собеседования. Странная встреча, невыразимая и ностальгически запечатлевшаяся в памяти пациента – а иногда и в памяти аналитика. Кстати, и в скобках, не станет ли возможное бессознательное соучастие аналитика основой для некоторых завершенных и в то же время бесконечных анализов? В любом случае, встреча главных героев в идеале принимает форму постановки персонажей, а не людей, как на сцене театра. И когда эта форма развития собеседования продолжается, что, к сожалению, происходит не всегда, мы видим, как утверждается то, что я называю трансляцией идентичности, согласно которой тень имаго покрывает тень реальных людей. Сам аналитик сопротивляется этому, более или менее бессознательно, потому что к первой драме пациент нашел-создал долгое время эффективное невротическое решение. Актуализированное в передаче – как мы знаем – это решение выражается в драмах, затрагивающих персонажей, но также, и прежде всего, в том, как работает психический аппарат, его механика, если я осмелюсь так выразиться. В этом суть, поскольку собственно содержание более или менее случайно и способно заменять одно другое в метонимическом, в лучшем случае символическом смысле. С этого момента слушание и высказывание аналитика, которые были почти естественным образом ориентированы на историю, смещаются в направлении ее пружин. Что способствует усугублению атмосферы странности, о которой я говорил. Внимание аналитика, все еще удерживаемое драмами, затрагивающими анализирующего, смещается в сторону идентичной проблематики последнего. Новый, в некотором смысле, путь, открытый для анализа тех моментов или даже тех случаев, когда определяющим является неопределенность границ идентичности. Ситуация, которая встречается бесконечно чаще, чем мы можем себе представить, и которая требует стратегического выбора. Стратегический выбор, согласно которому внимание, удерживаемое отношением между сексуальным и витальным тождеством* (между психосексуальным и самосохраняющим), должно быть направлено на последнее, витальное тождество. С первой встречи с пациентом аналитик, в идеале, должен уметь распознавать состояние переговоров между сексуальным и витально-идентичным, поскольку от этого зависит будущее лечения.

Я напоминаю о том же драматическом развитии лечения, предпринятого некоторыми, но очень опытными коллегами после постановки диагноза невроз навязчивости. Один из них не знал о порядке того, что я называю витальным тождеством, о котором говорилось здесь, в предыдущей главе. В этих условиях инструменты навязчивого управления ситуацией оказались неэффективными. Экономика начинала сильно давить. Поскольку садистско-анальная регрессия либидо была подавлена, проблема переместилась в регистр самосохраняющейся идентичности: «витальная идентичность». Эволюция, с которой хорошо знакомы психосоматические аналитики.
Аналитик гораздо чаще, чем можно себе представить, далеко не всегда имеет дело с болезненными сущностями, в достаточной степени вписанными в психосексуальный порядок. Таким образом, я увидел некоторую эволюцию в своих взглядах как на само лечение, так и на его введение. Вкратце, в то время как мой взгляд в первую очередь был сосредоточен на форме, принятой объектными отношениями, я увидел, как эти «отношения» значительно сместились в сторону проблематики идентичности, признания не столько привычной ничейной земли, сколько «земли каждого человека», в которой границы идентичности не совпадают. идентичности главных героев растворяются. Поэтому неудивительно, что я сохраняю доступ к феноменам деперсонализации* и их терпимость как к признакам фундаментальной психической готовности поддерживать призвание.

Наш способ вмешательства не является фиксированным, он меняется с течением опыта. Однажды пациентка пришла ошеломленная. Она шепчет: «Я дыра». «Было время, когда, услышав эту фразу в специальном психосексуальном реестре, я бы ответил: «У меня дыра». В тот день, о котором идет речь, недавно – я перевернул: «у дыры есть края». Новые области открываются взору, когда мы все еще подвергали сомнению интегративные способности предсознательного.

Я думал остановиться на этих строках с чувством, что я изложил то, что наиболее важно для аналитика в тот момент, когда он формулирует свое указание. Но это было бы упущением из виду – сообщать о прямых запросах пациента и, таким образом, располагать дополнительными аргументами в поддержку решения. И вот, практически отказавшись от своей странной личности в пользу личности «врача», аналитик несколько систематически просит пациента сообщить ему ночной сон и воспоминания о раннем детстве, что является залогом его работоспособности.

Анализ и, конечно же, предварительное собеседование со временем меняются. Личность психоаналитиков также. Это сообщество состоит не из одних и тех же людей. Влияет ли это на проведение первого собеседования и его продолжения? Как я могу не вспомнить то время, когда, будучи молодым аналитиком по образованию, я познакомился с тогдашними мастерами? Среди других я нахожу Перчемини, Шлюмберже, Джона Леубу, чье отношение к культуре было иным. Было ли это до такой степени, чтобы изменить их технику? Я не знаю. Но я остаюсь озадаченным, когда вспоминаю одного пациента, который в начале своего лечения вызывающе декламировал на протяжении всего сеанса строки Горация на латыни. На мгновение он останавливался, и продолжал декламацию, также на латыни. В этот день прозвучал смертельный приговор сопротивлению.

Список литературы:


1. S. Freud, « Le début du traitement » [1913], La Technique psychanalytique, PUF, 1975. 2. Cf. RFP, LXII, 1, 1998.

Перевод с французского языка - Зюзина А.В.